Обзор «Алисы» – голосовой помощницы от Яндекс

Софт
|

Яндекс, российская транснациональная компания, владеющая одноимённой системой поиска в Сети, интернет-порталами и службой такси в нескольких странах, теперь решила освоить и сферу «интеллекта», выпустив голосовой помощник «Алиса».

Яндекс Алиса

«Алиса» – не искусственный интеллект, который человечество до сих пор не создало. Да и в ближайшем будущем вряд ли создаст, ведь для разработки ИИ нужно хотя бы понять, как работает человеческий мозг. Поэтому на данный момент все голосовые помощники – лишь имитация сознания, иногда довольно жалкая.

«Алиса» – не есть что-то новое и необычное. Это лишь возможность отойти от запада и сделать собственный продукт. Тем не менее, есть у «Алисы» и свои особенности.

Как работает «Алиса»?

«Алиса» использует дедуктивное обучение, формализацию данных от полученных кодов, введённых техническими специалистами в созданную эмпирическую базу данных. От того, она всегда любит симулировать сарказм, иронию, потребности, заинтересованность. Имеет определённые правила заполнения шаблонов, выдачу наиболее релевантных ответов.

Алиса

«Алиса» распознаёт и синтезирует речь с помощью платформы SpeechKit, которую в Яндексе начали разрабатывать ещё с 2012 года. Как утверждают компания, скорость распознавания синтеза речи составляет 1,1 секунды. SDK продолжает расширяться и сейчас, сторонним разработчикам доступна возможность реализовывать на полноценном уровне обучение по нейронным сетям.

Что же это такое? Искусственная нейронная сеть (ИНС) – математическая модель на основе внедрения аппаратно-программного комплекса биологических нейронных сетей. Полуживой клеточный организм. ИНС представляют собой систему соединённых и взаимодействующих между собой простых процессоров (искусственных нейронов). Такие процессоры обычно довольно просты (особенно в сравнении с процессорами, используемыми в персональных компьютерах). Каждый процессор подобной сети имеет дело только с сигналами, которые он периодически получает, и сигналами, которые он периодически посылает другим процессорам. И, тем не менее, будучи соединёнными в достаточно большую сеть с управляемым взаимодействием, такие по отдельности простые процессоры вместе способны выполнять довольно сложные задачи.

Перфекционизм идеи в том, что Яндекс планирует не программировать, а обучать, оставляя определённое поле действий для машинного интеллекта. Проще говоря, сейчас «Алиса» состоит из набора заранее написанных для нее шаблонных ответов. Для того, чтобы «Алиса» могла правильно распознать вопрос пользователя, в её базу уже загружены тысячи потенциальных шаблонных вопросов.

Вся «магия» голосового помощника состоит лишь в том, чтобы правильно распознать речь, а затем «достать» из неё вопрос – сейчас показатель точности достигает лишь 89%, тогда как у живого человека он составляет 95%.

Что же будет, если «Алиса» получит вопрос, ответа на который нет в её базе? Тогда она уже попробует ответить сама. Вот только пока что у неё это получается не всегда.

Какими способностями обладает «Алиса»?

  • Метод коррекции ошибок. Когда человек произносит фразу, микрофон смартфона может искажать произнесённую речь, что отражается на поисковом запросе. Метод предполагает использовать приставки и в какой-то мере, корни слов.
  • Метод обратного распространения ошибки – итеративный градиентный алгоритм, цель которого состоит в минимизации ошибки многослойного перцептрона и получения желаемого выхода. Основная идея этого метода состоит в распространении сигналов ошибки от выходов сети к её входам, в направлении, обратном прямому распространению сигналов в обычном режиме работы.
  • Группировка объектов в кластеры.

«Алиса» «разговаривает» благодаря актрисе Татьяны Шитовой, дублировавшей в российском прокате Скарлетт Йоханссон. Её голос можно заметить в кинофильме «Она» в роли ИИ Samanta OS. А ещё вспомните фильм «Призрак в доспехах». Символичный выбор актрисы, не так ли?

Множество шаблонов подготовлены специалистами Яндекса, некоторыми журналистами, хорошо понимающих рецептуру ответа на вопрос российскому пользователю. Так же компания дала «Алисе» возможность брать «ум» у собственной поисковой системы, которая хорошо ориентируется в «русской душе». «Учители», простые пользователи, постепенно сами разбавляют стандартные фразы, в виду постоянной смены популярности поисковых запросов.

Мнение «Алисы»

Мы решили, что назовём этот подзаголовок именно так. Ведь, машинное обучение нашей ассистентки сугубо объективно. И она имеет собственное мнение.

«Алиса» обиделась
«Алиса» обиделась
Всё просто, «Алиса» умеет острить
Всё просто, «Алиса» умеет острить
Сделала замечание
Сделала замечание
Объективна
Объективна
Она просто работает
Она просто работает
Истинный Искусственный Интеллект!
Истинный Искусственный Интеллект!
Небольшие проблемы с распознаванием речи, но «Алиса» выбирает только самое лучшее
Небольшие проблемы с распознаванием речи, но «Алиса» выбирает только самое лучшее
Сделала замечание
Понятно? Нас портит квартирный вопрос
Пошлая
Пытается поддержать разговор, не понимая смысл контекста

В целом, Алиса, умеет поддержать в трудную минуту, пошутить и полноценно работать с поисковой системой Яндекса. Да и «живой» диалог голосовая помощница от российской компании поддерживает куда лучше Siri.

Радует, что наши разработчики взялись за ум, в прямом смысле этого слова. «Алиса» может в будущем, стать голосовым помощником, который самостоятельно сможет управлять машинами. Сейчас Яндекс тестирует свою зависимую технологию от веток «Алисы» на своём сервисе по вызову такси и отправке пользователя до нужного местоположения без водителя.

Яндекс об этом не говорит, но поступает как Apple, ограничивая свой продукт в некоторых неизвестных нам данных цифровой формы, дабы не создать бота, который позже... Вы смотрели Терминатор? Вот-вот, позже будет что-то подобное.

Материалы по теме:

Специалисты iFixit разобрали плеер Apple iPod touch 6G
Специалисты iFixit разобрали плеер Apple iPod touch 6G
3 миллиона Apple iPhone 5C остались непроданными
3 миллиона Apple iPhone 5C остались непроданными
Яндекс выпускает две новые смарт-колонки с «Алисой»
Яндекс выпускает две новые смарт-колонки с «Алисой»